brigval писал(а):
А что такое пиковая скорость?
Существует ли количественный показатель этого параметра?
Пиковая скорость отработки пальцев на заведомо сильных сочетаниях. Например, если сесть и положить руку на стол или колено с прямой кистью, и максимально быстро отстучать вот такое: последовательно стучим "1,2,3,4,5"; "5,4,3,2,1", "2,4,2,4,2" "2,3,2,3,2" где цифрами указана порядковая нумерация пальцев с большого по мизинец соответственно.
Количественных показателей нет. Ну окромя значения темпа, который задаётся метрономом, но я так понимаю Вас интересуют какие-либо нормативы. Есть возрастные группы по годам на конкурсах. Стаж обучения они не учитывают. Также произведения ранжируют по классу сложности, то есть грубо говоря "программа консерватории" "муз..училища" "ДМШ-предпроф" "ДМШ - общая" "ДМШ - Взлёт-посадка".
Можно конечно их ввести, но физиологам музыка не интересна - потребности нет, политики в музыке нет(про музыку вспомнят когда понадобится подать светлую мысль сверху в массы), играющих можно найти. Сама музыка - предмет с ранней специализацией и техническая составляющая по работе смахивает на хореографию например, с поправкой на мелкую моторику. Для того чтобы поступить в ССУЗ, нужно конкурировать с "киндер сюрпризами"-акселератами. Выше Dirty Paws очень метко описал поведение родителей и преподавательского состава - это действительно имеет место быть. Сам я негативно отношусь к ранней специализации - смысла показывать вау-результат в нежном возрасте считаю нет никакого. Вот сможет ли ранний "вундеркинд" играть "Картинки с выставки" Мусоргского в 20 лет - вопрос более актуальный, потому как играющих там много и возрастом уже не пощеголяешь.
Смысла вводить цифры в сам процесс нет, чисто методически никаких приемуществ.
В отличии от л/атлетики, примеров когда человек за инструментом не сидел, и начал успешно преподавать - нет вообще. Хотя у вокалистов есть тенденция, что в 20-30 лет человеку стреляет в голову, что и слух и голос есть, и бежит в ВУЗ, даже нот не зная. У инструменталистов так не прокатит.
Встречается хорошая методическая литература на тему физиологических особенностей и строения аппарата, но её процент низок.Думаю, большому проценту музыкантов вообще физиологические основы даже на уровне любительского чтения физиологии - до лампочки. У нас много кто путает не правильную работу аппарата(или последствия после этого) с банальным забыванием текста, говорят достаточно пространственную фразу "заболтал" "заиграл". Да, что аппарат, что недостаточное знание текста даёт схожий эффект, и даже исправляется похоже, но с разными акцентами.
В музыке вообщем всё достигается эмперическим путём. В целом все приходят к одному и тому же и похожим путём, но каждый что только не перепробует, пока не дойдёт(если дойдёт). Узнавал на метод.собрании, в СССР не были созданы поурочные занятия по индивидуальным предметам. На конкретный вопрос,"чем заниматься в октябре" я получил конкретный ответ "ну ты же знаешь, что всё индивидуально, смотришь на ученика и даёшь ему столько, сколько он сможет сделать, всё как всегда". Вот по теоретическим дисциплинам есть, а по инструментальным - нет. Вот такой вот уровень методики у нас. В РФ с бумагами просто извиняюсь рука-лицо.
По поводу гитариста и полёта шмеля. Он играет всё через глиссандо, трель на гитаре играется в 2 раза меньшими ударами пальцев, чем было бы это на фортепиано, а иногда это играется через репетицию, что сложнее трели. Исполнение хроматической гаммы(а там хроматическая гамма все страницы) через глиссандо не эквиваленто стандартному исполнению "пальцами" на фортепиано. Вопросы по тексту есть, но они относятся к вопросу "переложения", т.к.в оригинале написано для оркестра, и любой соло инструмент в целом играет не совсем то, что написано в партитуре. Так что можно сказать вопросов по тексту нет. Реприза вроде исполняется(часто любят резать). На сколько сложно исполнять это на гитаре - я не знаю, не специалист. Но парень на мой взгляд силён. Ну и нужно понимать, это же не концертное исполнение(он бы играл тогда по другому), собственно формат ролика об этом говорит. Но сделано уважительно - все участники в форме, а не в джинсах, как и положено. Правда на фоне маячит человек зря. В целом отношусь положительно, но не серьёзно.