Арчи_Кун писал(а):
Прижимать к земле конечно они будут, но не так сильно, как тянуть вверх. Это зависит от того, как энергично они в каждой фазе работают. А также надо учесть, что вверх они тянут в крайний точках. Вниз же -- распределенно, ведь там они идут по дуге, и направление силы по касательной.
На счет сопротивления воздуха и вытаскивания за волосы из болота не понял. В беге нет задачи вылезти из болота. Там есть разные фазы движения. И очень важно, в какой фазе работают те или иные силы. В данном случае руки увеличивают продолжительность фазы полета, когда идут вверх. А когда идут вниз, несколько увеличивают нагрузку на ногу, что должно по идее компенсироваться работой ноги в момент отскока.
Если вы утверждаете, что руки тянут вверх только в фазе полета, то все проще (т.к. выше вы писали, что поднимающиеся руки еще и разгружают ноги, то есть эффект проявляется и во время фазы контакта).
Но дело в том, что как раз в фазе полета руки не могут продвигать тело вверх, потому что крепятся к телу, а действие равно противодействию. Сила, поднимающая руку вверх, в то же время действует на тело, стремясь опустить его вниз. В невесомости можно сколько угодно дрыгать руками и ногами, но никуда при этом не продвинешься. Даже если выкидывать руку с невиданной скоростью. Чтобы куда-то сместиться, надо что-то бросить в противоположном направлении. Причем бросить насовсем. Мы выбрасываем руку, но когда она распрямляется, то останавливается. Пока рука летит от нас, мы немного смещаемся от нее, но как только она остановилась, она ровно на столько же подтягивает нас обратно. В итоге центр масса остается где был.
То же происходит в свободном падении с самолета - мы почти не сможем замедлить падения никакими движениями рук. "Почти" - это как раз про сваи. Но сначала про лодку. Как плыть на лодке, если нельзя не грести? Можно быстро перебегать на корму, а потом медленно переходить на нос. При перебегании на корму лодка будет двигаться вперед, а при возвращении на нос - назад. Но, в отличие от невесомости, здесь действует еще и сила трения лодки о воду. Она в обоих случаях замедляет лодку, но, поскольку скорость движения лодки вперед больше, чем назад, то лодка движется вперед меньшее время, чем назад, и поэтому сила трения воздействует на лодку при движении вперед меньшее время, чем при движении назад. В итоге смещение вперед больше смещения назад. (Из-за похожего эффекта при забеге туда-обратно при ветре результат хуже, чем без ветра, хотя, казалось бы, против ветра бегун замедляется на столько же, на сколько ускоряется при ветре).
При движении тела в воздушной среде трение тоже есть (речь именно о трении о воздух, а не о лобовом сопротивлении), но оно столь мало, что аналог перебегания в лодке будет давать ничтожный эффект: то есть если с чудовищной скоростью выбрасывать руки вверх, а потом медленно опускать их вниз, то скорость падения замедлится на какую-то невообразимо малую величину.
Именно это и происходит при движении руки вверх при беге, тем более, что скорость этого движения совсем не чудовищная.
Зато это принцип отлично действует в свайных самовыдергивателях. На свае стоит дизельный долбатель, который сильно долбает вверх. Поскольку сила трения свая-грунт очень большая, то при резкой остановке долбателя в верхней точке свая немного вытаскивается, а при замедленном, безударном (например, за счет большой степени сжатия дизеля) возврате долбателя вниз не опускается (потому что в этом случае уже имеет место трения покоя, отсутствующее в системе жидкость - твердое тело).